Поиск

Анонсы

 

Церковный календарь

Принадлежности архиерейского богослужения


ДИКИРИЙ (греч. - двухсвечник) - подсвечник для двух свечей.

Данный предмет появился в богослужебном употреблении, вероятно, не ранее IV-V вв.

В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ.

Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа (Божественной и человеческой). В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него.



ТРИКИРИЙ (греч. - трехсвечник) - подсвечник для трех свечей.

Данный предмет появился в богослужебном употреблении, вероятно, не ранее IV-V вв.

В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ.

Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него.



ЖЕЗЛ (ПОСОХ) - знак церковной власти архиерея. Различаются богослужебные - торжественные и богато украшенные (жезлы), и внебогослужебные - более простые (посохи).

Жезл -  высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз - обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов.

Можно предполагать, что жезлы были в практическом употреблении еще у апостолов и от них перешли с определенным духовно-символическим значением к епископам — их преемникам.

Как обязательная каноническая принадлежность архиереев посох упоминается в Западной Церкви с V, в Восточной Церкви-с VI века. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху с верхней частью, загнутой вниз. Затем появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, что походило на форму якоря. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, "жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу". Деревянные, обложенные серебром и золотом, или металлические, обычно серебряно-вызолоченные, или бронзовые архиерейские жезлы с двурогой рукоятью в виде якоря с крестом вверху — это самая древняя форма епископских посохов, широко употреблявшихся и в нашей Церкви. В XVI в. на православном Востоке, а в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства в соответствии с известными словами Спасителя: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16).

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. На Руси  Патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы - от Патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями.




ОРЛЕЦ - круглый ковер с изображением орла, парящего над городом.

Символически изображает епископа,  надзирающего за епархией.

Орлецы постилаются под ноги архиерею в местах, где он останавливается, совершая действия во время богослужения. Впервые их стали употреблять с XIII столетия в Византии; тогда они представляли собою нечто вроде почетной награды императора Константинопольским патриархам. Двуглавый орел-государственный герб Византии часто изображался на царских креслах, коврах, даже на обуви царей и самых знатных сановников. Затем его стали изображать на обуви Константинопольских, Антиохийских и Александрийских патриархов. С обуви это изображение перешло на ковры святителей. В некоторых храмах перед алтарем на полу с древних времен делался мозаичный круг с изображением орла. После захвата турками Константинополя (1453) Русь исторически стала преемницей церковных традиций Византии, так что  орлы стали почетным символом русских архиереев.

В русском чине поставления епископа 1456 года упоминается орлец, на котором должен стоять митрополит у своего престола на облачальном месте. В этом же чине повелевается на помосте, специально сооружаемом для епископской хиротонии, рисовать "орла единоглавна".

Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви.

В XVI-XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе их в храм и при выходе из него стоя на нем, епископы

полагали обычное начало богослужению делали последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха орлецами могут пользоваться только митрополиты Новгородский и Казанский.

Затем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам, где им надлежало останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий.

Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана.


ПРЕДНОСНОЙ КРЕСТ


Преднесение креста – в  Православной Церкви привилегия Предстоятеля Церкви на несение перед ними во время торжественных церемоний и на богослужениях распятия (предносного креста).

В нашей церкви предношение креста было введено в ходе церковной реформы патриарха Никона. Во время суда над ним в 1666 году уже после первого заседания церковного собора ему запретили носить перед собой крест, что стало первым знаком лишения его первосвятительского сана.

Известны случаи, когда правом преднесения креста за особые заслуги награждались и иные архиереи (например, Исидор (Никольский), Питирим (Окнов), Никодим (Ротов) и другие).

 

ПРИМИКИРИЙ — выносная свеча, которая носится перед архиереем при его служении.


РИПИДЫ (греч. — опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.

Ко времени Софрония, патриарха Иерусалимского (1641 г.), в церковном сознании рипиды уже являлись образами херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви. Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других-серафимов. Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых серафимов, которые, по его мнению, призваны "не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте". По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В нашей  Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Окончательный вид, который приобрела рипида - это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима. Круг укреплен на длинной рукоятке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских сил в тайну спасения, в таинство Евхаристии, участие небесных чинов в богослужении. Подобно тому, как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над ковчегом Завета были устроены образы двух херувимов из золота, а в других местах множество образов этих же ангельских чинов.

Поскольку диакон изображает собою ангела, служащего Богу, при посвящении в диакона новопоставленному дается в руки рипида, которой он по обретении чина начинает неспешно осенять крестообразными движениями Святые Дары по возгласе: "Поюще, вопиюще..."

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе за литургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившего архиерея. Лучистый золоченый круг рипиды с образом серафима являет собою свет высших невещественных сил, служащих в непосредственной близости к Богу. Так как архиерей за богослужением изображает собою Господа Иисуса Христа, рипиды стали принадлежностью только архиерейского служения.



ЧИНОВНИК (полное название — Чиновник архиерейского богослужения) - богослужебная книга,  предназначенная для архиерейского богослужения.

Кроме, последований литургии  чиновник содержит и указания, относящиеся исключительно к архиерейскому богослужению: чины посвящения (хиротесии в степени чтеца, иподиакона, рукоположения в диакона, священника и епископа, освящения антиминсов и храмов, варения мира, встречи архиерея и его облачения.

Используемый ныне в РПЦ Чиновник — редакция 1675 года (вышел в 1677 при Патриархе Иоакиме); был составлен Евфимием Чудовским и другими справщиками на основе «Чина архиерейского совершения литургии», написанного в 1653 году, по просьбе Патриарха Никона, Патриархом Константинопольским Афанасием III.

 

Рейтинг@Mail.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU